Реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей

by ДемидPosted on

С детьми проводились беседы атеистического цикла, происходило постепенное формирование в сознании ученика атеистических идей, выводов. Педагогическое мастерство. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Возникают гармоничные взаимоотношения наставника и ученика, возможность формирования у детей высокой нравственности и гражданственности. В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент — незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом.

Сухомлинского и его вклад в теорию и практику гуманистического воспитания, развитие идей гражданственности и человечности в педагогике. Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания, единство их духовной жизни. Краткий биографический очерк жизни и педагогической деятельности Василия Сухомлинского - известного украинского советского педагога.

Учебные успехи В. Сухомлинского в Павлишской школе. Основные требования к учителю с точки зрения В. Общий взгляд Л.

Реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей 9465

Толстого на возникновение наших народных школ. Ушинский К. Представления Ушинского об идеальной схеме системы образования страны. Сухомлинский В. Психолого-педагогическая сущность понятия "ценность". Обзор исследований педагогического наследия В. Сухомлинского в России и за рубежом. Его ценности воспитания, общепедагогические позиции, применение системы Сухомлинского в современной школе. Изучение сущности процесса обучения и его развивающего характера.

[TRANSLIT]

Исследование вклада В. Педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой — соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

Нельзя не подчеркнуть и то, что в развитии детской индивидуальности В. Сухомлинский большое значение придавал знаниям, социальному опыту.

В этом мы находим подтверждение тезиса о том, что нельзя впадать в недооценку знаний как системы социальных ценностей, но их необходимо вписать в контекст реальной жизни учащихся, обеспечить с их помощью полноценное индивидуально-личностное развитие каждого ребенка. Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека.

Вследствие длительности такого состояния могут развиваться дидактогении — детские неврозы на почве учебных неуспехов [1. В целях достижения эффективности обучения В. Сухомлинским была разработана и реализована курсовых работ по психологии развивающего обучения, в основу которой положен гуманизм, уважение к детям, вера в их творческие силы и возможности. Основными средствами в системе развивающего обучения В. Сухомлинского являются: природа, книга, сказка, труд.

Сухомлинский считал, что полноценное умственное воспитание может быть осуществлено при том условии, когда достоянием учащихся станут наиболее ценные интеллектуальные богатства человечества.

В Павлышской школе Сухомлинским была поставлена практическая задача — добиться того, чтобы в умственном развитии учеников надлежащее место заняли основы наук о природе и труде, о человеческом организме и мышлении, об обществе и духовной жизни человека, об искусстве. Сухомлинский отмечает, что без ознакомления учащихся с основами геологии, минерологи, биохимии, космогонии, психологии, стилистики, этнографии немыслимо полноценное умственное воспитание.

В Павлышской школе большое значение придавалось математике в воспитании инициативы, трудолюбия, аккуратности, практичности. Педагоги Павлышской школы имели как бы две программы: одну — с обязательным материалом, другую — рассчитанную на постепенное приобщение учеников к более широким проблемам науки и техники.

Для каждого вопроса из обязательной программы создавался своеобразный интеллектуальный фон материала необязательного. В своей деятельности в Павлышской школе Сухомлинский использовал эксперимент — незаменимое средство интеллектуального обогащения труда, сочетания труда с мышлением, анализом. Итак, вся образовательно-воспитательная система руководимой В. Сухомлинским Павлышской школы была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

Он писал, что не только школа воспитывает и дает образование, но и семья, причем с первого дня существования ребенка она выполняет эти же реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей. Поэтому семья и школа должны развиваться. Сухомлинский призывал к педагогическому просвещению не только детей и учителей, но и родителей. Семья и школа вместе должны развивать в ребенке чувство долга и ответственности, правила жизни в обществе. Это должно осуществляться исходя из правила, что подлинное человеколюбие есть высокая дисциплина поступков, чувств, мыслей.

Воспитание В. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. ГЛАВА 2. Методы и формы педагогического процесса в Реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей средней школе. Ведущими идеями концепции В. Сухомлинского являются: демократизация и гуманизация школьного быта; открытость; связь обучения с трудом; формирование гуманно—нравственных качеств; сотрудничество учителей и учеников; самоуправление и взаимопомощь.

Главными источниками учебно—воспитательного процесса он считал науку и образование, искусство и мастерство. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, перспективы, методы самопознания, самовоспитания.

Умственное воспитание, по мнению В. Сухомлинского, - приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработка культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике [11.

Важнейшим средством умственного воспитания Сухомлинский считал обучение. Успех умственного воспитания в процессе обучения, как отмечает Сухомлинский, определяется такими факторами, как: богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ, характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома [11].

Основными средствами развивающего обучения в педагогической системе В. Сухомлинского являются природа, работа с книгой, сказка, труд [11].

Сухомлинский считал, что каждый учитель должен быть умелым, вдумчивым воспитателем ума учащихся. Умственное воспитание в процессе обучения осуществляется лишь тогда, когда накопление знаний, расширение объема знаний учитель рассматривает не как конечную цель процесса обучения, а только как одно из средств развития познавательных и творческих сил и гибкой, пытливой мысли.

В процессе своей работы Сухомлинский стремился сформировать мировоззрение у учащихся. Под мировоззрением Сухомлинский понимал не только систему взглядов на мир, господствующую в данном обществе, или идеологию данного класса, но и субъективное состояние личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей, но и единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности [11].

Для формирования научного мировоззрения В. Сухомлинский использовал: труд, преподавание физики, химии, астрономии, математики; научно-предметные реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей, преподавание гуманитарных предметов. Рассмотрим основные формы педагогического процессаприменяемые В. Сухомлинским в Павлышской школе.

В школе проводились вечера и чтения на различные темы, которые носили воспитательный характер. Кроме того, Сухомлинским были организованы технический и юннатский кружки, в которых дети слушали лекции старших учеников, наблюдали явления природы, ставили опыты, содержание экологических контрольная работа другая внеклассная работа. Как отмечал Сухомлинский, занимающийся такой работой ученик не встречает в учении непреодолимых трудностей: чем больше он читает, пишет, думает, наблюдает, тем меньше он чувствует тяжесть учебного труда [11.

Также в школе были организованы научно-предметные кружки — научно-технический, научно-математический, научно-химический, научно-биологический, научно-биохимический, научно-физический, научно-этнографический, научно-астрономический. Учащиеся в этих кружках интересовались вопросами, далеко выходящими за пределы элементарных знаний, представляющими собой материалы из достижений науки.

Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов. Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе. Он считал, что чтение и вслух, и про себя — главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа.

Большое значение придавалось чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением достоинств и пороков человечества.

В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают.

В целом В. Великий учитель также считал важным воспитание потребностей ребенка, поскольку они двигают человеческую личность. Духовные и материальные потребности в человеке должны быть сбалансированы, гармоничны. Это возможно только воспитанием культуры потребностей.

Материальные нужды важны, но Сухомлинский отдавал приоритет потребности познания, которая очень сильна у детей. Поддерживая ее, можно подстегнуть желание ребенка учиться, раскрыть его внутренние резервы.

Еще выше он ставил потребность человека в человеке. Это основа создания духовной общности людей. Тогда смысл воспитания сводится к духовному обогащению личности ребенка через человеческое общение.

Такое воспитание делает человека терпимым, не агрессивным. Если материальные потребности удовлетворяются сполна, то человек будет острее и чутче воспринимать душевное состояние.

Учение является для школьника ведущим видом деятельности, имеющим важное общественное значение, и связанные с ним успехи и неудачи приобретают социальную функцию и влияют на всю дальнейшую жизнь человека. Итак, увлеченность совместной с учащимися трудовой деятельностью — результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом.

Такая утонченность будет залогом человеческого счастья. Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях.

Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.

  • Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию.
  • Включение детей в труд происходило незаметно, исподволь.
  • Развитие познавательных устремлений предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями ;.
  • Сухомлинского и его вклад в теорию и практику гуманистического воспитания, развитие идей гражданственности и человечности в педагогике.
  • Василий Александрович Сухомлинский -- советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики.
  • Сохрани ссылку в одной из сетей:.

Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой. Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей в детях чувство собственного достоинства.

Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального. На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний.

Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность.

В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины. Сухомлинский -- автор почти 50 монографий, множества статей, более сказок для детей. Школа, как обозначил в свое время выдающийся педагог В. Сухомлинский, - это не только место, где дети приобретают знания и умения, но и место формирования духовного мира ребенка.

Над тем, чтобы сделать эту среду наиболее благоприятной и совершенной, и бьются педагоги с первого дня основания школьного процесса. На это уходят годы, десятилетия, века. Меняются мир, жизнь, взгляды и нравы, политический и экономический уклад. Тем не менее школа как была, так и остается самым важным и главным институтом воспитания человека. И для любого ребенка и взрослого школа - это в первую очередь учителя и педагоги. Сухомлинский подчеркивал, что если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей появится зло.

И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами.

Как приучить ребенка к горшку - Доктор Комаровский

Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках. Именно в этом и заключены, по его мнению, основные требования к педагогу - стать другом своим ученикам. Его статьи помогали в проведении классных мероприятий, ряд классных часов были посвящены Сухомлинскому, его методу работы. Сегодня, к сожалению, у большинства обывательский взгляд на жизнь, духовные, нравственные ценности отходят на задний план.

Я не перестаю верить в то, что из наших детей вырастет доброе поколение, чтящее свое прошлое, много читающее. Биография, педагогическая деятельность, философско—педагогические идеи В.

Его признали классиком гуманной педагогики прошлого века. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. Разнообразие кружков и занятий помогает приохотить ребят к учению и умственному труду. На это уходят годы, десятилетия, века. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия. Личностно-ориентированная педагогика, теория педагогов советского периода, советы современным педагогам.

Деятельность В. Сухомлинского и его вклад в теорию и практику гуманистического воспитания, развитие идей гражданственности и человечности в педагогике. Взаимоотношения учителя и ученика в процессе обучения и воспитания, единство их духовной жизни.

Краткий биографический очерк жизни и педагогической деятельности Василия Сухомлинского - известного украинского советского педагога. Учебные успехи В. Сухомлинского в Павлишской школе. Учащиеся в этих кружках интересовались вопросами, далеко выходящими за пределы элементарных знаний, представляющими собой материалы из достижений науки. Занятия кружков проходили в форме живых, насыщенных яркими, интересными фактами сообщений, докладов, рефератов.

Большое значение в обучении детей Сухомлинский придавал литературе. Он считал, что чтение и вслух, и про себя — главный этап эстетического и идейного восприятия художественного образа. Большое значение придавалось чтению вслух, на тех уроках, где изучаются художественные образы, ставшие бессмертным воплощением реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей и пороков человечества. В развитии способностей большое значение Сухомлинский отводил сочинениям детей о том, что они видят, думают, чувствуют, переживают.

В целом В. Сухомлинский и его педагогический коллектив каждому учебному предмету придавали большое значение. В Павлышской школе талантливые и одаренные дети обучались по индивидуальному плану. Сухомлинский все общедидактические методы обучения разделял на две группы:.

Методы, обеспечивающие первичное восприятие знаний и умений учащихся: рассказ, объяснение, лекция, описание; толкование понятий, инструктаж, беседа; самостоятельное чтение книги с целью первичного восприятия знаний; демонстрация и иллюстрация; показ трудового процесса, умения; самостоятельное наблюдение; экскурсия, практическая и лабораторная работа в процессе самостоятельного овладения знаниями; показ физических упражнений.

Методы осмысливания, развития и углубления знаний: упражнения, объяснение фактов и явлений природы, труда, общественной жизни; дискуссии, творческие письменные работы; изготовление учебных пособий и приборов, графические работы, лабораторные работы, эксперимент; управление машинами, механизмами, аппаратами с целью углубления, развития, применения знаний и умений; продолжительная трудовая деятельность, сочетающая цели практического труда и цели совершенствования умений и углубления знаний [11].

Реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей 9671192

При этом основным методом считал слово, но не назидательное или подавляющее, а доброжелательное и располагающее. Он создал целую теорию слова и его воздействия на сознание и поведение ребенка. Слово, по мнению Василия Александровича, должно быть содержательным, иметь глубокий смысл, эмоциональное насыщение, должно быть обращено к конкретному ученику и отличаться правдивостью.

Реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей 8758

Сухомлинский в своей школе отводил огромное место и научно-атеистическому воспитанию. С детьми проводились беседы атеистического цикла, происходило постепенное формирование в сознании ученика атеистических идей, выводов.

Дипломная работа льготы по системе социального обеспеченияДоклад на тему виды галактик
Потребность мать идей а действие колыбель их эссеКорреляция реферат по эконометрике
Шедевры китайской архитектуры докладРеферат про аристотеля по философии
Реферат на тему про гагаринаУчет особенностей темперамента в правоохранительной деятельности реферат

Итак, обучение в педагогической системе В. Сухомлинского отличают индивидуализация и гуманизация, а основными средствами обучения являются природа, работа с книгой, сказка, труд.

Очень важным условием полноценного умственного воспитания является соответствие методов обучения, структуры урока и вообще всех его организационных и педагогических элементов учебной и воспитательной цели материала, задачам всестороннего развития учащихся.

Творчество В. Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности как в нашей стране, так и за рубежом.

И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Наследие В. Сухомлинского широко изучается. В Павлышской реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей школе создан и активно работает педагогический Музей имени В. Сухомлинского, где проводятся частые экскурсии, бывают гости не только из Украины, но и из зарубежных стран. Гуманистические идеи педагогической системы В. Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения.

XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы. Мы можем в данном случае обратиться к трудам В. Серикова, В. Петровского, И. Якиманской, В. Зайцева, А. Козловой, Е. Рассмотрим варианты применения идей В. Сухомлинского в современной школе подробнее.

Авторитарная педагогика провозглашала принципы: педагог должен выполнить задачу, возложенную на него обществом, а ребенок ученик должен соответствовать той идеальной модели, которая также запрограммирована обществом.

Личностно-ориентированный подход ставит принципиально другие задачи. Он основывается на признании права каждого из участников образовательного процесса быть личностью, способной к самоопределению, свободному выбору своего жизненного пути, при сухомлинский личностью, умеющей воспользоваться правом на реализацию собственных мотивов и ценностей, правом на формирование собственного уникального отношения к себе и другим, к окружающей действительности. В личностно-ориентированной педагогике можно выделить два аспекта, определяющих функционирование друг друга:.

Ориентированность педагога на личностную модель построения взаимодействия с учащимися. Осуществление такого подхода к образованию и воспитанию возможно лишь в случае если педагог обладает определенным мировоззрением, которое является основой его педагогической деятельности.

Значимым реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей и тот факт, что педагог сформировал для себя концепцию деятельности. Заслуживает интереса теория личностно-ориентированного обучения И. Якиманской [17]. В основе ее концепции лежит признание индивидуальности, самоценности каждого человека, наделенного неповторимыми способностями и субъектным опытом. Субъектный опыт называют личньм, собственным, индивидуальным, прошлым, житейским, стихийным и т.

В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Ценность ребенка в данном случае не столько как пример воспроизводства общественного опыта, сколько его индивидуальности.

А отсюда, цель обучения состоит не только в том, чтобы планировать общую, единую и обязательную для всех линию психического развития, она заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку с учетом имеющегося у него опыта совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность творческая, думающая. Личностно-ориентированное обучение, по мнению В. Петровского, должно иметь свою теорию и практику дидактики памятка к написанию эссе по обществознанию. В основе его подхода три основополагающих позиции: вариативность моделей обучения; синтез воспитании, аффекта и действия; приоритетность старта имеется в виду реферат, что каждый ребенок должен иметь возможность изначально выбрать те виды деятельности, которые имеют для него наибольшую ценность.

Реализация личностно-ориентированной дидактики направлена на развитие самоценный форм активности детей, что реализуется в трех направлениях:. Развитие познавательных устремлений предусматривает насыщение образовательного процесса интеллектуальными эмоциями. Развитие волевых устремлений установление наилучшего соотношения между стремлением ребенка к свободной деятельности и существующими ограничениями.

Вариант личностно-ориентированного образования предлагает В. Он исходит из того, что целью образования является не сформирование личности с заранее определенными, заданными характеристиками, а создание условий для полноценного проявления и развития собственно личностных функций учащегося. Сериков определяет их таким образом:. Сериков предлагает технологии, с помощью обучении детей возможно активно стимулировать развитие указанных функций.

Ваш IP-адрес заблокирован.

В целом, мы можем отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России и Беларуси: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип сухомлинский жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием, толерантно ориентированным; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.

Так, по заказу Министерства образования Республики Беларусь ведется исследовательская работа по изучению системы школьно-семейного воспитания младших школьников, перспектив ее развития. В этой воспитании нашли свое отражение педагогические взгляды В. Эпоха советской педагогики представлена довольно разнообразным спектром педагогических идей, она пережила свою революцию.

Как бы сейчас не воспринимались отдельные ее положения в целом можно говорить о том, что опыт советской педагогики, в том числе и педагогическая система В.

Сухомлинского, должны быть оценены с современных позиций и, можно не сомневаться, он предоставит множество идей для будущего развития образования.

В конце х годов XX века начинается новый этап в развитии советской обучении детей, он реферат связан с общественным подъемом, который наступил в году.

11 Секретов, Чтобы Запоминать Все Быстрее Остальных

Общественный импульс породил много ярких идей и интересных начинаний. К их числу принадлежала и воспитательная система В. Сухомлинского —целью которой было всестороннее развитие личности, борьба с авторитаризмом в педагогике, индивидуализация и гуманизация обучения, внимание к ребенку в его неповторимой яркости, самобытности.

Науку о воспитании человека советский педагог и публицист ставил на первый план. Успешность воспитания, по мнению советского педагога, заключается в том, чтобы ребенок никогда не терял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получается. Сухомлинский в воспитании детского коллектива использовал гуманистические методы и приемы: методы убеждения, личный пример, этическая беседа, дискуссия, методы самопознания, самовоспитания.

Доверие к детям, учение без принуждения, воспитание без наказаний, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и молярная масса реферат свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор — этот далеко не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основа педагогическая система В.

Сухомлинского, свидетельствует о ее безусловной гуманистической направленности. Сухомлинский развивает весьма важную педагогическую мысль о двух важнейших задачах учителя: во-первых, дать реферат сухомлинский о воспитании и обучении детей определенный запас знаний, во-вторых, научить учеников постоянно, всю жизнь пополнять и обогащать свои знания, научить самостоятельно пользоваться ценностями из сокровищницы человеческой культуры.

Основными средствами в системе развивающего обучения Сухомлинского В. Сухомлинский, будучи директором Павлышской средней школы Онуфриевского района Кировоградской области, занимался научно-исследовательской работой в области народного образования. В качестве примера можно привести труды В. Одним из примеров реализации основных положений педагогической системы В. Сухомлинского в современной школе в нашей стране является тот факт, что по заказу Министерства образования Республики Беларусь ведется исследовательская работа по изучению системы школьно-семейного воспитания младших школьников, перспектив ее развития.

Аникеева, Н. Корнетов, Г.

В.А. Сухомлинский о воспитании

Кульневич, С. Кульневич, Е.