Методы построения теорий реферат

by НиконPosted on

Поппер резко критиковал принцип индуктивизма. Интерпретация исходных понятий, принципов. Особенности теоретического знания. Аксиоматический метод. Первый шаг в науке, связанный с синтезом эмпирических данных, по мнению Ньютона, сопровождается анализом, цель которого состоит в выведении следствий из предложенного принципа и в их проверке на опыте. Особый интерес приобретают исследования по логической семантике, посвященные изучению смыслов и значений теоретических и эмпирических терминов в языках различных наук. Научное знание, в отличии от философского, более конкретно.

Рузавина, В. Смирнова и др. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, А. Эйнштейна и др. При написании работы использовались сравнительно-сопоставительный, исторический, диалектический методы, принципы системного подхода, методы анализа и синтеза. Структура работы. Работа состоит из введения, плана, трех разделов, которые объединяют 9 подразделов, заключения и списка использованных источников из 42 наименований. Полный объем основной части - страница.

В Философском словаре под редакцией И.

В ходе построения новых теорий неизбежен возврат к первой стадии теоретического исследования. Всякое моделирование, особенно сложное, требует соответствующей подготовки, предварительного выяснения целей и задач моделирования, выбора средств и действий, обоснования этих средств и действий. Индуктивные методы, объясняя происхождение простейших эмпирических законов, тем самым стимулируют анализ тех эвристических и методологических принципов, которыми ученые часто неявно руководствуются при выдвижении гипотез и поиске законов. Идеализация 3. Адаптация мыслей к фактам есть наблюдение, а взаимная адаптация мыслей - теория.

Theorнa - рассмотрение, исследованиев широком смысле - комплекс взглядов, методы построения, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-л. По своему строению теория представляет собой внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от др. Переход от эмпирической стадии науки к теоретической, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретические конструкции.

Согласно В. В сети абстрактных объектов…можно выделить особые подсистемы, построенные из небольшого набора базисных конструктов. В своих связях они образуют теоретические модели исследуемой реальности. Относительно них формулируются теоретические законы. При эссе о природе теории в завершенной форме как некоторый результат познавательной деятельности статический подходглавное внимание уделяется ее структуре, т.

Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект - теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций в классической механике - система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории - множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся абсолютно упругих молекул. Данный объект содержит определенную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Соотношения элементов идеализированного объекта - это теоретические законы, которые формулируются не непосредственно на основе опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Процесс развертывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в ее исходных посылках, в структуре ее идеализированного объекта. Теория выступает как реальное знание о мире только тогда, когда она получает эмпирическую интерпретацию.

Последняя способствует осуществлению опытной проверки выявлению объяснительно-предсказательных возможностей теориипо отношению к реальной действительности. В гносеологии под теоретической деятельностью подразумевают все формы и процессы познания, связанные с абстрагированием, обобщением, выдвижением гипотез и другими видами рационального познания. Такое понимание опирается на наличие в познавательной деятельности теорий реферат основных этапов, или ступеней: эмпирической и теоретической, которые нередко ошибочно отождествляют с чувственными и рациональными видами познания.

Теоретическая деятельность в науке не ограничивается, разумеется, исключительно построением и обоснованием теорий. В ней важную роль играют также теорий реферат абстрагирования и образования исходных понятий, определения производных понятий, выдвижения теорий реферат обоснования гипотез, установления принципов и законов.

Но поскольку теория содержит в своем составе обобщения, гипотезы и другие допущения, которые в лучшем случае приблизительно верно описывают действительность, то она не может "гарантировать абсолютной достоверности своих выводов.

Второй аспект анализа теорий касается формирования, развития и обобщения научного знания, лежащего в основе теории. С ними непосредственно связаны так же вопросы проверки и подтверждения теорий, установления границ их применения, степени глубины отражения в них действительности. Все эти проблемы в существенной мере опираются на принцип развития, и поэтому их нельзя решить не только одними формально-логическими средствами, но и вообще методами, ориентированными на статический подход к научному знанию.

Такие процессы, как генезис теоретического знания, его эволюция и развитие, могут быть правильно поняты лишь в их динамике. Научная теория, будучи системой абстрактных понятий и утверждений, представляет собой не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Понятия и утверждения теории в строгом смысле теорий реферат описывают не свойства и отношения реальных явлений или систем, а особенности поведения идеализированной схемы.

Взаимосвязь между основными объектами теоретической модели выражается обычно с помощью фундаментальных законов и принципов теории.

Семантический граф, реферат, и байки про физику (полный)

Именно они вместе с исходными понятиями и допущениями и составляют концептуальное ядро, или базис, методы построения теорий реферат. В математических теориях в качестве концептуального ядра выступают основные понятия и аксиомы; в естественнонаучных теориях -- исходные понятия, допущения гипотезы и основные законы, или принципы.

Теория представляет собой концептуальную систему, с помощью которой отображаются определенные закономерности функционирования и развития соответствующих реальных систем. Представители субъективно-идеалистического направления отказываются видеть в теориях отображение реальной действительности. В зарубежной философской литературе это направление обычно характеризуется как инструменталистский подход к теории. Такой подход, при котором теория рассматривается лишь как некоторый интеллектуальный инструмент, удобное вычислительное средство, характерен для логических позитивистов, прагматистов, бихевиористов, конвенционалистов.

Просвещение серебряного века докладРеферат на тему уголковый отражательЭссе на тему описание
Развитие местного самоуправления рефератДоклад на тему великобритания конец викторианской эпохиЧетвертная контрольная работа по алгебре
Социальная защита дипломная работаДоклад о первых мореплавателяхРеферат архитектура современных пк
Как правильно защитить дипломную работуДиссертация пути повышения эффективности деятельности предприятияКурсовая работа по омс

В наши дни инструменталистские идеи получили широкое распространение среди зарубежных ученых в связи с трудностями, возникшими при истолковании новейших открытий физики. Научные теории, как и законы, можно классифицировать по разным признакам. Приведем несколько распространенных вариантов. К первому из них можно отнести логико-математические формальные, абстрактные теории. Сюда войдут все математические теории, теории формальной логики. Ко второму классу принадлежат содержательные конкретные, описательные, фактуальные теории, которые используют эмпирические методы исследования, больше опираются на факты, чем на умозрения.

Сюда следует включить теории естественных и технических дисциплин, многие теории социальных и гуманитарных наук. В математике и математическом естествознании все теоремы получаются с помощью дедукции из аксиом.

В опытных науках дедукция используется в той мере, в какой в методы построения теорий реферат применяются математические методы. Однако существенно новые результаты в этих науках получают с помощью либо проблематической индукции, либо аналогии и некоторых других умозаключений, которые часто называют методы построения теорий реферат в широком смысле слова.

Характерная особенность таких умозаключений состоит в том, что их посылки не полностью обосновывают заключения, а делают его лишь вероятным, или правдоподобным, в той или иной степени. На ранней стадии развития опытной науки в ней преобладают первые, описывая и систематизируя взаимосвязи между непосредственно наблюдаемыми свойствами явлений.

В современной литературе по кибернетике и методологии науки в качестве наглядной модели феноменологических теорий используется схема так называемого черного ящика, внутреннее устройство которого неизвестно; и можно лишь манипулировать сигналами, поступающими на вход ящика, и наблюдать сигналы на выходе. Научный прогресс характеризуется переходом от феноменологических теорий, т.

Методы построения теорий реферат 4880581

Примером перехода от феноменологической теории к нефеноменологической является смена классической термодинамики молекулярно-кинетической теорией. При этом выдвигаются гипотезы о внутреннем механизме происходящих процессов, вводятся абстрактные понятия, благодаря чему возможно проникновении в более глубокую сущность изучаемых явлений. Первая - динамические универсального характера детерминистскиегде предсказание имеет однозначный, достоверный характер многие теории астрономии, классической физики и химии.

Реферат: Логика научного исследования

Законы представляют универсальные утверждения, характеризующие поведение любой динамической системы точно определенным способом благодаря значительной схематизацией и идеализацией изучаемых реальных процессов. Вторая группа - вероятностные статистической природы стохастические, индетерминистские. В качестве основных законов выступают статистические законы, характеризующие поведение не каждого объекта в исследуемом классе явлений, а некоторое свойство или признак, присущий классу объектов в целом.

Для определения того, обладает ли отдельный объект указанным свойством, вводят вероятностные понятия и методы, которые характеризуют степень возможности методы построения теорий реферат этого свойства у данного объекта большинство теорий из области биологии, психологии, гуманитарных наук, а также новейшие квантовые теории. Существует также множество классификаций научных теорий, в которых за основу деления принимался признак, учитывающий степень доступности теории математической обработке.

Мах и др. Ограничивая задачи науки систематизацией непосредственно наблюдаемых явлений, все методы построения теорий реферат фактически сводили и сводят роль теории к простой регистрации и систематизации данных чувственного познания.

Эмпиристы субъективистского толка, такие, как Мах, прямо заявляли, что теория представляет сокращенное описание наших ощущений, а не отображение объективно существующей реальности.

Методы научного познания

Обычно, когда заходит речь о методы построения теорий реферат новых гипотез и теорий, многие ученые ссылаются на интуицию, талант и гениальность их создателей и даже на чисто иррациональные моменты, как это делает, например, К. Теоретическое познание наиболее адекватно отражается в мышлении активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительностии проходит здесь путь от мышления в установленных рамках, по образцу, ко все большему обособлению, творческому пониманию исследуемого явления.

Основными способами отражения в мышлении окружающей действительности являются понятие отражает общие, сущностные стороны объектасуждение отражает отдельные характеристики объекта ; умозаключение логическая цепочка, рождающая новое знание. Структурные компоненты теоретического познания: проблема вопрос, требующий ответагипотеза предположение, выдвинутое на основании ряда фактов и требующее проверкитеория наиболее сложная и развитая форма научного знания, дает целостное объяснение явлений действительности.

Генерация теорий - конечная цель исследования. Квинтэссенция теории - закон. Гипотеза и служит в качестве предварительного объяснения.

Ключ к успешной научной работе - научный оптимизм, который является неизбежным результатом научного мировоззрения. Изучая, нерешенные на данный момент научные проблемы, исследователь занимается поиском новых идей, которые бы расширяли существующую картину мира.

Но здесь необходимо, чтобы следствия из гипотезы не противоречили опытным фактам. Гипотетико-дедуктивный метод является наиболее подходящим для исследователя структуры значительного числа естественнонаучных теорий. Именно он используется для их построения. Гипотетико-дедуктивный метод стремится привести в единую все имеющиеся знания и установить методы построения теорий реферат связь между. Этот метод дает возможность исследовать структуру и взаимосвязь не только между гипотезами разного уровня, но и характер информация про доклад подтверждения эмпирическими данными.

Вследствие установления логической связи между гипотезами подтверждение одной из них будет косвенно свидетельствовать о подтверждении других, логически с ней связанных гипотез. В процессе научного исследования наиболее трудная задача состоит в открытии и формулировании тех принципов и гипотез, которые служат основой для дальнейших выводов. Гипотетико-дедуктивный методы построения теорий реферат играет в этом процессе вспомогательную методы построения теорий реферат, так как с его помощью не выдвигаются новые гипотезы, а только проверяются вытекающие из них следствия, которые контролируют процесс исследования.

С помощью этих методов объекты конкретной науки, их свойства и зависимости описываются на математическом языке. Математизация конкретной науки плодотворна только тогда, когда в ней выработаны достаточно четко специальные понятия, обладающие ясно сформулированным содержанием и строго определенной областью приложения.

Но при этом исследователь должен знать, что математическая теория сама по себе не определяет то содержание, которое вкладывается в эту форму. Поэтому необходимо различать математическую форму научного знания и реальное содержание. Так в некоторых науках математические формулы используются на уровне арифметики, но в других — привлекаются средства математического анализа, в третьих — еще более сложный аппарат теории групп, теории вероятностей и т.

Но при этом далеко не всегда удается выразить в математической форме все существующие свойства и зависимости объектов, исследуемых конкретной наукой. Применение математических методов позволяет, прежде всего, отразить количественную сторону явлений.

Но было бы неверным сводить использование методы построения теорий реферат только лишь к количественному описанию. Современная математика располагает теоретическими средствами, дающими возможность отобразить и обобщить на ее языке многие качественные особенности объектов действительности. Это обуславливается тем, что объекты, изучаемые любой наукой, имеют количественную определенность, которая исследуется с помощью математики.

Но степень использования математических методов в различных науках различно. Математические методы можно применять в конкретной науке лишь тогда, когда она созрела для этого, то есть, когда в ней проделано больше предварительной работы по качественному изучению явлений методами самой науки. Использование математических методов плодотворно для любой науки. Оно ведет к точному количественному описанию явлений, способствует выработке четких и ясных понятий, получению выводов, которые невозможно получить другими путями.

Идеализированными объектами оперирует любое теоретическое мышление. Поэтому идеализированные объекты являются необходимыми элементами развитого теоретического знания. Эти положения называются аксиомами или постулатами см. Аксиоматический метод. Но, кроме этого, формальная система приобретает новые интерпретации. Тем самым использование формальной аксиоматики значительно расширяет прогностические функции познания. Дедуктивная система гипотез имеет иерархическое строение.

Каждая гипотетико-дедуктивная система реализует особую программу исследования, суть которой выражают постулаты данной системы гипотезы верхнего яруса. Поэтому конкуренция гипотетико-дедуктивных систем выступает как борьба различных исследовательских программ. Любой процесс действительности можно представить как конкретное сочетание различных связей.

Однако при более детальном рассмотрении обнаруживается, что между указанными методами имеется существенное различие. Методы научного познания Условия использования Отправить на e-mail Распечатать.

Методы построения теорий реферат 2795

Содержание: Понятие научного метода 1. Универсальные методы познания: 1.

  • Такова одна из наиболее распространенных общих схем научного исследования.
  • Теория представляет собой концептуальную систему, с помощью которой отображаются определенные закономерности функционирования и развития соответствующих реальных систем.
  • В этом случае гносеология используется только для выявления гносеологических предпосылок, на основе которых решаются затем вопросы о сравнении теорий по семиотическим основаниям.
  • Но автоматизация поиска информации - поиска многоаспектного по ряду критериев - и ее машинная обработка предполагают логическую систематизацию научных дисциплин и документальных материалов.
  • Ученый Б решил проверить каждое из них, для чего так же провёл исследование.

Анализ и синтез 1. Абстрагирование 1. Обобщение 1. Индукция и дедукция 1. Индукция 1. Дедукция 1. Аналогия 1.

ФОРУМ-2014. ДОКЛАД "Методика построения моделей целостного воздействия ....."

Для оценки научной новизны научного исследования возможно использование некоторых признаков. Так, существенным является наличие теоретических положений, которые впервые сформулированы и содержательно обоснованы, методических рекомендаций, которые внедрены в практику и оказывают существенное влияние на достижение новых социально-экономических результатов.

Новыми могут быть только те положения исследования, которые способствуют дальнейшему развитию науки в целом или отдельных ее направлений.

Многие специалисты физиологически активные растительной реферат к признакам новизны выявление, анализ и обобщение новых явлений, тенденций, закономерностей современного развития тех или иных отраслей науки и наличие выводов и рекомендаций, обладающих научной ценностью и практической значимостью для различных сфер деятельности.

Автор вправе претендовать на новизну, если его научные разработки содержат формулировки и обоснования понятий, категорий и их отдельных элементов, углубляющих понимание сущности социально-экономических и политических процессов и явлений, законов и закономерностей развития, механизмов взаимодействия, организации производства и общественных отношений; развитие методологии и методов науки.

Не методы построения теорий реферат значимы при оценке новизны такие признаки, как разработка и обоснование концепции экономического и политического развития общества, его отдельных элементов и организационно-экономических и социальных структур, обоснование новых или совершенствование применяемых методов информационного обеспечения управления производственной и непроизводственной сферой деятельности.

Ориентация исследований на разработку и совершенствование методов управления, прогнозирования, планирования, стимулирования, хозяйственного и социального развития общества, что позволяет предлагать новые нестандартные решения и механизмы их методы построения теорий реферат использования.

Как правило, новые решения достигаются в ходе разработок методов и моделей оптимизации и развития экономических, технических и социальных явлений и процессов при их детальном анализе, классификации и моделировании. Важной является работа методы построения теорий реферат по поиску новых путей решения социально-экономических задач и проблем, поиска новых методов исследования в различных сферах деятельности. Элементы новизны должны присутствовать при совершенствовании существующих методов повышения эффективности экономического, технического и социально-политического развития государства.

Например, критериями научной новизны исторических исследований может выступать введение в научный оборот новых не использованных ранее научных источников, определение генезиса развития той или иной отрасли научного знания, вскрытие закономерностей и основных путей развития той или иной науки [4].

Практическая значимость результатов научного исследования может определяться характером их использования и степенью внедрения в практику. Признание практической ценности разработок соискателя ученой степени может совпадать с моментом их получения и датой защиты.

Для оценки масштабов и вида внедрения результатов исследования могут применяться критерии в зависимости от характера их исследований. С целью оценки практической значимости исследования научных проблем условно подразделяются на три группы:.

Первую группу образуют исследования, результатами которых являются новые теоретические принципы, закономерности развития науки, теоретические концепции функционирования той или иной отрасли научного знания. Итогом теоретических исследований может быть совершенствование основных структур и механизмов развития науки и практики.

Методы построения теорий реферат 7773

Применительно к отдельным категориям теоретических исследований и для оценки эффективности апробации и внедрения могут использоваться следующие критерии:. Во вторую группу методические исследования могут включаться научные исследования, в которых содержатся научно обоснованные и апробированные в результате экспериментальной работы системы методов и средств совершенствования экономического, технического и социального развития государства.

9702757

К этой группе можно отнести исследования по научному обоснованию новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности. Формы внедрения результатов научных исследований могут быть следующими:. Третья группа - это прикладные исследования, в результате которых обеспечивается научное обоснование путей оптимизации исследования трудовых и материальных ресурсов, оптимального управления производством и т.

Использование результатов таких исследований может осуществляться в следующей форме:. Актуальность применительно к научным работам рассматривается в двух аспектах: в формулировании темы исследования и в отношении результатов, полученных в ходе исследовательской работы. Поэтому выполнение исследований в той части информационной сферы, в которой имеются "белые пятна", повышает актуальность избранной темы.

Для соискателя и эксперта важно убеждение о том, что ранее такие работы не выполнялись. Второе условие оценки темы исследования как актуальной заключается в направленности ее на решение первоочередных задач повышения уровня благосостояния экономики, на создание материально-технических и социальных методы построения теорий реферат для необходимого роста благосостояния народа, на обеспечение обороноспособности государства.

В прошлом одним из признаков актуальности темы исследования была принадлежность ее к плану научно-исследовательской работы организации, в которой работает соискатель, или к государственному плану научно-исследовательской работы. В современных условиях этот признак утратил свою актуальность. Однако в этот период возрастает роль индикативного регулирования и различного рода программ методы построения теорий реферат, социально-культурного, психолого-педагогического, научно-технического, экологического и т.

Поэтому вполне обоснованным является признание в качестве признака актуальности исследования принадлежности его методы построения теорий реферат той или иной программе или направленности на решение ее научных задач. Весьма сложными могут быть соотношения между оценками актуальности темы и результатов исследования. Выполнение научной работы на актуальную тему не является гарантом получения научно достоверных новых результатов.

Напротив, вполне возможно получение результатов при проведении исследований на тему, которая не может быть отнесена к числу актуальных, особенно если при этом представлена более совершенная методика, постановка оригинального эксперимента, использование нового, более представительного массива информации. Подобный дуализм требует агрегирования отчет по практике коммерсанта или какого-либо предпочтения.

Представляется, что можно было бы ожидать актуальности результатов как более универсальной оценки. В настоящее время системный характер теоретического знания представляет собой довольно слабо исследованную область [3, 5].

Это относится и к его составу, и к структуре, и к функциям. Поэтому с целью определения понятия научно-теоретической ценности научно-технической продукции необходимо выдвинуть принцип ее оценки.

Таким исходным принципом является оценка, во-первых, степени обоснованности научных положений; во-вторых, возможностей концептуальных средств науки, которые характеризуются, в частности, описательными, объяснительными функциями и основные направления эволюционного процесса реферат методы построения теорий реферат.

При этом описательный аспект фиксирует те закономерности и связи, которым концептуальные средства науки например, аппарат математической статистики обязаны удовлетворять в данной области исследования. Объяснительный аспект научно-технической продукции - это оценка возможности постижения закономерностей функционирования исследуемого объекта с помощью применяемых концептуальных средств науки.

Функция предвидения научно-технической продукции осуществляется в формах прогнозирования перспектив развития и применения по назначению объектов исследования и предсказания конкретных особенностей функционирования изучаемого объекта [5].

Следует отметить, что оценка методологической, научно-теоретической ценностей и "качества изложения и оформления научно-технической продукции" возможна только на качественном уровне. Поэтому с целью формализации качественных оценок рассматривались аспекты, связанные с лингвистической неопределенностью.

Лингвистическая неопределенность в системах представления знаний задается с помощью лингвистических моделей, основанных методы построения теорий реферат теории лингвистических переменных и теории приближенных рассуждений. Эти теории опираются на понятие нечеткого множества, систему операций над нечеткими множествами и методы построения функций принадлежности [6]. Одним из основных понятий, методы построения теорий реферат в лингвистических моделях, является понятие лингвистической переменной.

Значениями лингвистических переменных являются не числа, а слова или предложения естественного языка, на котором проводится качественная оценка научно-технической продукции.

Например, методы построения теорий реферат переменная "обоснованность" принимает дискретные значения между нулем и единицей, целое число является значением переменной. Лингвистическая переменная "обоснованность" принимает значения: высокая степень обоснованности; практически больше обоснований, чем предположений; больше обоснований, чем предположений; не ясно чего больше; обоснований или предположений; больше предположений, чем обоснования; практически больше предположений, чем обоснований; необоснованное предположение.

Эти термины - лингвистические значения переменной, множество допустимых значений которых называется термом-множеством. Таким образом, при создании нечетких моделей одним из этапов является этап построения функций принадлежности нечетких множеств, описывающих семантику базовых значений лингвистических переменных, используемых в модели.

Нечеткие модели содержат множество лингвистических переменных, множество базовых значений этих переменных. Для построения функции принадлежности можно воспользоваться методами экспертных оценок для этих целей чаще всего используется метод парных сравнений. При анализе ситуации эксперт рассуждает в семантическом пространстве.

При этом отображение любой ситуации на единичный интервал происходит таким образом, что точка интервала характеризует степень проявления некоторого свойства 0 - соответствует отсутствию свойства, 1 - интересующему нас максимальному проявлению свойства. Таким образом, построение функции принадлежности "снимает" вопрос о необходимости иметь дело с "неудобными" пространствами исходных описаний и допустимых ответов, обеспечив возможность вести коррекцию в пространстве оценок чаще всего оно представляет собой множество целых или действительных чисел.

В основу процедуры построения такой оценки, как мера важности положено модифицированное понятие теста [7]. Для задач данного класса оценкой меры важности признака является зависимость определения информационного веса:. Чем в большее число элементов теста входит признактем больше его информационный вестем значительнее его роль для задач из выделенной области.

Есть мнимые проблемы: относительно мнимые например, проблемы классической физики, потерявшие смысл с открытием теории относительности и абсолютно мнимые противоречат закономерностям физического мира, например, вечный двигатель ; они неизбежны при развитии науки и обогащают ее даже отрицательным результатом. Учебник Лебедева Научная проблема — существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования, его структуры, способов познания, практического использования и преобразования.

В качестве необходимого исходного пункта впервые предложена и обоснована К.