Реферат фома аквинский и схоластика

by ЛюбомилаPosted on

Но в мире обнаруживается зло. Теория познания и этика средневекового философа. По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христианско-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Жильсона по культурологии и истории мысли. Предметом науки служат поэтому не вещи как отдельные, чувственные, изменчивые, но общее и необходимое в вещах. Thomas Aquinas. Радлов Э.

Такое систематизаторское стремление отражается и в философии средних веков, которая тоже стремится к системе и на место опытов фрагментарного, носящего более или менее случайный характер патристического философствования даёт ряд более или менее цельных систем.

Особенно это обнаруживается в цветущее время схоластики, когда появляются богословско-философские системы Альберта Реферат фома аквинский и схоластика, Фомы Аквината и Дунса Скота. Внимание схоластиков уже должно было направиться в эту сторону, поскольку в их распоряжение от прежнего времени был предоставлен материал, требующий не критического обсуждения и не апологетико-полемической работы, а именно только систематизации: это были общеустановленные положения церковной веры, которые надлежало подвергнуть формальной обработке при помощи доступных философских приёмов.

Этим объясняется и доклад о столбняке черта схоластической философии: её тяготение к форме, к формальной обработке понятий, к построению формальных выводов. Схоластику нередко упрекают в излишнем, пустом формализме. Упрёки эти не лишены реферат фома аквинский и схоластика, однако нужно иметь в виду, что такой формализм был неизбежен. В другие времена перед мыслью стояло богатство и разнообразие опытного содержания; наоборот, материал, над которым оперировала схоластическая философия, был ограничен, и свежие умственные силы новых народов должны были найти себе исход в усиленной формальной работе.

Общая задача заключалась в том, чтобы усвоить полученные от античного мира памятники философской мысли и применить их к потребностям времени. Философские учения древности делались достоянием средних веков постепенно; сначала из них были известны только скудные отрывки.

Ваш IP-адрес заблокирован.

В первое время являлась, таким образом, задача восполнить пробелы в философском предании, а потом требовалось уже согласовать не всегда согласующиеся между собою философские авторитеты древности.

Нужно было, кроме того, применить философию к богословию, определить и обосновать отношение разума к вере, найти истинам веры разумное объяснение и в конце концов создать философско-богословскую систему. Все это побуждало средневековую мысль главным образом к формальной работе, хотя, конечно, приводило её и к новым выводам материальным, почему в философствовании схоластиков несправедливо видеть только одно повторение на разные лады сказанного Августином и Аристотелем.

Духовное и светское сословия в течение средних веков различались между собою и по жизни, и по взглядам, и по интересам, и даже по языку: духовные пользовались латинским языком, миряне говорили языком народа.

Конечно, церковь всегда стремилась провести в народную массу свои принципы и взгляды; но пока это стремление не было осуществлено - а осуществить его всецело было невозможно, - рознь между светским и духовным продолжала существовать. Все мирское казалось для духовного если не враждебным, то низшим, чуждым. В содержание схоластической философии почти не входили поэтому проблемы натурфилософского характера; для неё достаточным казалось общее, метафизическое рассмотрение вопросов о мире; её внимание устремлено было на Божество и тайны спасения, а также на нравственное существо человека; этика её, исходившая из противоположения жизни земной и небесной, также гармонировала с общей отрешённостью от мирского и тяготением к небесному.

Та же рознь светского и духовного обнаруживается и в языке. Если наука, почти исключительно преподававшаяся на латинском языке, была достоянием духовенства, то поэзия - именно в том, что в ней было самого жизненного, - принадлежала мирянам.

Как на поэтическом искусстве средних веков не отражается влияние научного мышления, поэтому реферат фома аквинский и схоластика носит слишком фантастичный характер, реферат фома аквинский и схоластика научное изложение за это время лишено всякой чувственно-наглядной образности: нет в нём ни вкуса, ни фантазии, ни художественности формы; преобладает искусственность и сухость, наряду с порчей классической латыни. Ранняя схоластика IX-XII векастоявшая ещё на почве нерасчленённости, взаимопроникновения науки, философии, теологии, характеризуется оформлением схоластического метода в связи с осмыслением специфической ценности и специфических результатов деятельности рассудка и в связи со спором об универсалиях.

Средняя схоластика XIII век характеризуется окончательным отделением реферат фома аквинский и схоластика и философии особенно натурфилософии от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Формируется философия больших орденов, особенно францисканского и доминиканского, а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота.

Реферат фома аквинский и схоластика 5641426

Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами. Это было время великих философско-теологических энциклопедий. Поздняя схоластика XIV и XV века характеризуется рационалистической систематизацией благодаря которой схоластика получила отрицательный смыслдальнейшим формированием естественно-научного и натурфилософского мышления, выработкой логики и метафизики иррационалистического направления, наконец, окончательным отмежеванием мистики от церковной теологии, становившейся все более нетерпимой.

Когда в начале XIV века церковь уже окончательно реферат фома аквинский и схоластика предпочтение томизму, схоластика с религиозной стороны стала историей томизма. В период гуманизма, Возрождения, Реформации схоластика перестала быть единственной духовной формой западной науки и философии.

Стремясь сделать теологию наукой, схоластики ставили вопрос не только о том, как может быть наука, но и о том, почему она должна быть? В познании нужно различать его содержание и деятельность. У схоластиков это различие стояло твёрдо потому, что аналогию ему они находили в вере, где различаются объективная и субъективная стороны. Содержание христианской веры неизменно, тогда как акт веры и способы восприятия её содержания изменяются в зависимости от конкретной личности верующего.

Всё остальное существующее в мире обладает не подлинным бытием даже ангелы, стоящие на высшей ступени в иерархии всех творений. Естественный закон как отражение вечного закона человеческим разумом. Эта необходимая сущность может быть только Богом. Духовная культура. В году возвратился в доминиканский монастырь св.

Писание называет содержание веры субстанцией, и это определение оказалось плодотворным для схоластического учения о науке. Сходство между наукой и верой заключается, таким образом, в органической структуре обеих, в росте их обеих из зародышей мысли. Познаваемое и познающий дух взаимно подчинены друг другу. В последнем лежат зародыши, которые развиваются при соприкосновении с содержанием знания. Своё осуществление наука получает, если дух уподобляется содержанию знания или, что по сути то же, если на последнем напечатлевается печать духа.

Последнее основание такого согласия мышления и мыслимого схоластики видят в идеях, находящихся в уме Божием: идеи в Боге - реферат фома аквинский и схоластика основание всего познаваемого.

Предметом науки служат поэтому не вещи как отдельные, чувственные, изменчивые, но общее и реферат фома аквинский и схоластика в вещах. Знание об отдельном, как оно даётся чувственным восприятием, имеет своё значение не само по себе, а только ради практических нужд. Другой вывод из данного понятия о науке заключается в том, что наука хотя направляется на общее, но предметом своим имеет не общие понятия сами по себе, а вещи, которые мыслятся при их посредстве: только логика составляет здесь исключение.

Фома Аквинский и его схоластика.

Такими определениями науке обеспечивается её реальное содержание. Впрочем, это можно сказать только о том направлении средневековой мысли, которое называется реализмом: схоластический реализм именно понимает общее как реально сущее в вещах, между тем как другое, противоположное ему направление - номинализм - содержанием знания ставит только понятия, слова и имена.

Еще одна идея-то, что есть множество наук, так как существует множество вещей, могущих быть их предметом. Не только знанию отдельному как условию частных поступков, но также и науке как целому схоластики придавали нравственное значение и тем думали дать ответ на вопрос, почему наука должна.

9791362

Руководящую нить давала здесь прежде всего идея мудрости. Мудрец, обладающий высшими принципами, идёт сверху вниз, обнимая все цельным взглядом с точки зрения безусловного. Схоластика объектом науки служат человеческие вещи, объектом мудрости - вещи божественные.

Наука довольствуется тем, чтобы твёрдо поставить свой предмет; мудрость идёт далее - к тому, чтобы по своему предмету судить и распределять все другое. Поскольку интеллект ищет разумения вещей ради этого разумения самого по себе, постольку он есть intellectus speculativus; поскольку он даёт знанию дальнейшее назначение применительно к определённым, волею совершаемым поступкам, он называется intellectus practicus.

Цель первого - истина; схоластика последнего - благо. Первый имеет нормой - закон противоречия: ничто не может быть вместе истинным и ложным; норма второго - должно следовать благу аквинский избегать зла. Как есть двойной свет познания, естественный и сверхъестественный, так есть и двойное состояние интеллекта - науки и мудрости. Первое состояние есть добродетель и достигается самодеятельностью, второе - Богом дарованное состояние благодати. Трём добродетелям - разума, науки и мудрости - реферат фома столько же даров благодати.

Разум как добродетель ведёт к правильному разумению божественных вещей, насколько это достигается реферат на тему производство фанеры мудрость как дар Святого Духа даёт высшее доступное нам понимание тех же вещей, которые тогда не только становятся для мудреца предметами понимания, но настолько захватывают его в силу внутреннего сродства, что изучение божественного возвышается до испытания божественного. Знание, которое имеет наука, было бы неполно без возвышения к божественным вещам, но оно не было бы полно также и без соприкосновения с деятельной жизнью.

Знание должно являться упорядочивающим и управляющим в жизни, чтобы в конце концов снова возвратиться к своему собственному элементу - к созерцанию. Этот идеал мудрости, замечает Уилманн, не стоял у схоластиков в недосягаемой высоте над научною деятельностью; скорее последняя имела в себе нечто причастное мудрости.

Уважение к церковному преданию, господствующее в преподавании благочестия, связь школы с церковью, которая столько же управляла и упорядочивала, сколько предавалась созерцанию, всегда представлялись для учащего и исследующего идеалом и побуждали его всегда вести дело, как того требует мудрость, то есть иметь в виду целое и высшее и сохранять связь истины с благом.

Как знание, так и его содержание имеют этический характер. Познаваемое есть истинное, истинное есть благо. Науки суть искусства в широком смысле, а всякое искусство направляется на благо.

Реферат фома аквинский и схоластика 1322

Науки суть блага, обладание же этими благами обязывает делиться ими. Добродетель - в том, чтобы подать алчущему хлеб, а незнающего научить словом мудрости.

Июль Пьер Абеляр, наоборот, пропагандировал идею о том, что вера абсолютно невозможна без науки и подвергал критическому научному анализу все постулаты христианского вероучения. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Предмет работы — философские идеи Фомы Аквинского, объект — философские воззрения.

Учить и учиться - нравственная деятельность. Научиться можно на почве уже ранее имевшегося знания; отсюда требование от преподавателя - идти от лёгкого к более трудному. Сущность и особенности патристики, учение Августина Блаженного. Этапы формирования схоластики, философия Фомы Аквинского. Роль человека в системе культурных ценностей. Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.

Рекомендуем скачать работу и оценить ее, кликнув по соответствующей звездочке. Философия Фомы Аквинского Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе.

Реферат фома аквинский и схоластика 2658

Основные черты философии средневековья. Теория познания и этика средневекового философа.

  • Фома Аквинский:.
  • Философия Фомы Аквинского Жизненный путь Фомы Аквинского, его учение о бытии, учение о человеке и его душе.
  • Единовластие справедливого монарха должно учитывать интересы различных групп населения и не исключает элементов аристократии и полисной демократии.
  • В году возвратился в доминиканский монастырь св.
  • Сумма теологии.
  • Жильсона по культурологии и истории мысли.
  • Ибо все, что движется, движется только потому, что находится в потенции к тому, к чему оно движется, а движет нечто постольку, поскольку оно актуально.

Пять доказательств бытия Бога. Политика и зарождения новых способов миропонимания. Основные положения теории бытия Фомы Аквинского.

Основные философские идеи Ф. Реализм Фомы Аквинского. Фома Аквинский. Бородай Т. Бронзов А. Аристотель и Фома Аквинат в отношении к их учению о нравственности. Гайденко В. Западноевропейская наука в средние века. Гайденко ; Рос. Ин-т философии. Гертых В. Грецкий С. Проблемы антропологии в философских системах Ибн Сины и Фомы Аквинского.

Дзикевич Е. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского. Жильсон Э. Философ и теология. История философии: Энциклопедия. Лупандин И. Ляшенко В. Маритен Ж. Философ в мире. Радлов Э. Спиркин А. Стретерн П. Работы Э.

Аварии на гидроэлектростанциях рефератРецензия на авторскую программу по русскому языкуКакая нужна программа чтобы сделать реферат
Контрольная работа по основам стандартизацииКонтрольная работа по физике тема кинематикаПетросян мариам дом в котором рецензия на книгу
Кинематика доклад по физикеМетод экспертной оценки рефератПорядок оформления титульного листа реферата

Жильсона по культурологии и истории мысли. Реферативный сборник. Выпуск I. Свежавски С. Июль Современные зарубежные исследования по средневековой философии. Сборник обзоров и рефератов. Вечный человек. Фома Аквинский:. Find a Grave. Учители Церкви. Скрытые категории: Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных Википедия:Статьи с источниками из Викиданных Википедия:Нет источников с марта Википедия:Статьи без источников тип: человек; род занятий: философ Википедия:Статьи с утверждениями без источников более 14 дней Википедия:Нет источников с июня Статьи со ссылками реферат фома аквинский и схоластика Викицитатник Википедия:Ссылка на Викитеку непосредственно в статье Страницы, использующие волшебные ссылки ISBN.

Пространства имён Статья Обсуждение. В других проектах Викисклад Викицитатник. Эта страница в последний раз была отредактирована 1 сентября в Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike ; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия.

Осенью того же года он отправляется в Неаполь, где обучается в университете. В г. Фома принимает решение вступить в орден доминиканцев, отказавшись тем самым от должности аббата Монте Кассино, что вызвало решительный протест семьи. Но молодой Фома был непреклонен и не изменил однажды принятого решения.

Учение Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики

Он совершил пострижение в монахи. Несколькими членами ордена было решено послать Фому в Парижский университет, который являлся в то время центром католической мысли. Сначала семья хотела помешать. Но потом, видя, что Фома не изменит своего решения, смирилась с его судьбой. Во время пребывания в Парижском университете — он слушал лекции своего учителя Альберта из Кёльна, позже прозванного Альбертом Великим, который оказал на него большое влияние.