Реферат на тему предмет и метод культурологии

by ecfulbyotaPosted on

Вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящего в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным устремлениям, стихийным субъективным порывам. Рекомендуем скачать работу. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати. Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.

Наиболее распространенным определением культурологии является ее понимание как науки о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук. Поэтому, когда хотят подчеркнуть социально-научный характер культурологического исследования, опирающегося на соответствующие методы, говорят о социальной культурологии.

Следование научной методологии в данном случае является обязательным и затрагивает как объект, так и предмет и метод концептуального изложения. Необходимый эмпирический и теоретический базис, который служит своего рода критерием обоснованности культурологических гипотез, определяет границы их применения.

Гуманитарная проблематика и соответствующий ей стиль мышления обусловлены как неповторимостью каждой личности, ее внутреннего мира, эмоциональных состояний, чувств, одаренности, так и ее принадлежностью к социокультурной среде. В зависимости от того, стремимся ли мы исследовать социальные реферат на тему предмет и метод культурологии жизни человека в культуре, или, напротив, хотим понять индивидуальное, личностное преломление социокультурных феноменов, выбирается и аспект культурологии - либо социальный либо гуманитарный.

Понятие о культуре возникло еще в античности.

Оно обозначало состояние качество общества и личности противоположное варварскому. Само слово " культура " переводится с латыни как " возделывание "" обработка " и первоначально служило для характеристики земледелият. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. Арнольд Тойнби "Постижение Истины". Понятие о культуре возникло еще в античности.

Оно обозначало состояние качество общества и личности противоположное варварскому. Само слово " культура " переводится с латыни как " возделывание ", "обработка " и первоначально служило для характеристики земледелия, т. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось.

В средние века понятие " культура " концептуализировалось и стало служить для качественнойоценки личностных и общественных реферат на тему предмет и метод культурологии сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.

Реферат на тему предмет и метод культурологии 1379

Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения. Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений.

В своем поискеиррационального, духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.

Тема: "Предмет культурологии. Понятия культуры и цивилизации"

Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.

  • Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.
  • Типология культуры Сорокина и Ясперса.
  • Рекомендуем скачать работу.
  • В средние века понятие " культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.

Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций. История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея, а как проблема. Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества, и возможность осуществления такого процесса в реферат на тему предмет и метод культурологии.

Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур которую обостряет диффузионизм жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур. Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений. Проблема осложняется тем, что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса [1]. В этой реферат на тему предмет и метод культурологии необходимо определить сущность культуры.

Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом, многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур. Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного общего закона развития человечества, то перед культурологией стоит множество более конкретных проблем изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры. Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т.

Основная задача цель культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, совершенствовать себя и мир, в котором он живет. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым.

Образование, воспитание- это ни что иное как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу [2]. Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками.

Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации, радио, телевидения, печати.

Культура как предмет исследования — Виталий Куренной

Осваивая накопленный ранее опыт, человека можетвнести свой собственный вклад в культурный слой. Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются? В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, реферат на тему предмет и метод культурологии неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития. Параллельно с формированием общефилософской культурологической концепции, целью которой является создание типологии культур их классификацияс конца ХIХ века шла кристаллизация культурологии как самостоятельной науки, которая рассматривает духовные и материальные продукты деятельности как носители символической информации о данной культуре.

Следуя обычной схеме возникновения науки, культурология рождалась из обобщения эмпирического знания прежде всего в области археологии, этнографии, искусствоведения, позже - социологии. Задачи культурологии - гуманитарной науки, объектом исследования которой является культура как целостность.

Реферат на тему предмет и метод культурологии 792

Специфическая природа и принципиальное отличие археологической культуры как следов прошлого от результатов деятельности современных обществ. Основные этапы становления культурологического знания. Этимология термина "культура". Современное понимание культурологии как науки, изучающей сущность, функционирование и развитие культуры как специфического человеческого способа жизнедеятельности.

Формы развития культуры, ее структура и социальные функции. Взаимоотношения человека и природы с точки зрения культурологии. Массовая и элитарная культура, контр-культура. Зарождение культурологии как науки. Анализ взглядов Гумилева и Вебера на данную науку.

Фирмы в рыночной экономике рефератРеферат на тему производство бумагиИсследование молочных продуктов реферат
Икт в образовательном процессе докладЭссе урбанизация благо или злоДоклад как работает фонтан
Реферат по теме гайморитРеферат белинский в гРеферат по лыжной подготовке заключение
Реферат на тему союз беларуси и россииКурсовой проект по системному анализуАкушерство реферат список литературы

Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. Сравнительный подход является основой современной компаративистики методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины". Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, О. Шпенглеравтор одной из самой интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии.

Основные идеи и концепции культурологии XX. Фрейда, К. Юнга, К. Бердяева, В нашей стране культурология представлена работами Н.

[TRANSLIT]

ДанилевскогоН. Метод культурологии есть единство объяснения и понимания. Культурология не может ограничиваться объяснением. Задача культурологии - это осуществление диалога культур, в ходе которого мы приобщаемся к иным культурам, иным смысловым мирам, но не растворяемся в.

В культурологии есть не только система рационального знания, но и система внерационального понимания, и обе эти системы внутренне согласованы и одинаково важны для научно-гуманитарного постижения культуры.

Высшим достижением культурологии является полнота понимания, опирающаяся на полноту объяснения. Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. Культурология как интегративная наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших собственные традиции изучения культуры.

Роль культуры в социализации личности. Общество и культура: внешние и внутренние факторы………4 3.

Наиболее важным из них стали философия культуры, культурная антропология, сравнительное языкознание, история культуры, социология культуры и т. Специфику антропологической традиции точно подметил американский культурантрополог Л. Определив культуру как специфический класс явлений, наделенных символическим значением и присущих только человеческому сообществу, он выявил принципиально важную черту антропологии как науки о человеке, дополнив свое определение соображениями о том, что мир человека — это мир культуры.

Таким образом, на протяжении более лет антропология особенно культурнаясохраняя целостный подход в изучении человека, как существа биологического и культурного одновременно, выделяла культуру как объект исследования, а мир человека рассматривала как совокупность тщательно изучаемых этнографически, археологически, исторически других культур.

Реферат на тему предмет и метод культурологии 1093496

Системный подход, предложенный Л. Уайтом, преодолевая разнообразные мнения о возможности или невозможности существования единой науки о культуре, способствовал выявлению сущности культурологии как науки о целостном феномене культуры, специфики ее как гуманитарной науки 20 века, и новом качестве исследования, которое она как инструмент познания мира человека дает изучающему культуру. Для одних культура- научаемое поведение.

Для других- не поведение как таковое, а его абстракция. Для одних антропологов каменные топоры и керамические сосуды- культура, для реферат на тему предмет и метод культурологии ни одни материальный предмет таковой не является. Одни полагают, что культурой лишь осязаемые предметы и явления внешнего мира. Некоторые антропологи представляют культуру совокупностью идей, но спорят друг с другом по поводу того, где эти идеи обитают: одни полагают, что в сознании изучаемых людей, другие- что в сознании самих этнологов.

Долгие годы антропологи совершенно спокойно определяли культуру как научаемое поведение, свойственное человеческому виду и передающееся от одного индивида, группы индивидов или поколения другим при помощи механизма социальной наследственности. Однако теперь на этот счет возникли сомнения, которые привели к утверждению, что культура есть не само поведение, а лишь его абстракция. Когда культура превращается в абстракцию, она не только становится невидимой и неуловимой, но вообще перестает существовать как таковая.

Кребер и Клакхон предложили простое и тактичное решение: пусть психологи имеют дело с поведением, а антропологи занимаются абстакциями поведения. Эти абстракции, мол, и являются культурой.

Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться таковым. Исследования в области этнологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Спасибо, вам отправлено письмо. Культурология, как и гуманитарное знание в целом, в силу ряда причин не полностью удовлетворяет тем критериям научности, которые сформировались в рамках естественных наук.

С тех пор вопрос о том, следует ли рассматривать культуру как поведение или как его абстракцию, стал основополагающим метод культурологии всех попытках выработать адекватную, конструктивную, плодотворную и надежную концепцию культуры.

Реферат небольшие исследования американский культурантрополог Л. Уайт сделал вывод, что существуют два различных научных подхода к изучению предметов и предмет, зависящих от символической тему человека к символизации. Если мы их рассматриваем во взаимосвязи с организмом человека, т.

В соматическом контексте, то эти предметы и явления есть для нас человеческое поведениеа сами мы занимаемся психологией. Если же мы будем рассматривать их во взаимосвязи друг с другом, независимо от организма человека, т. Психология человека и культурология имеют в качестве объекта исследования одни и те же феномены: предметы и явления, зависящие от способности человека символизирования символаты.

Предмет и метод микроэномики. Лекция №1